Модель человека: кодировки
Пять триад
Разные люди по-разному воспринимают, хранят, перерабатывают и выдают информацию. Мнение, что это впервые было замечено школой Нейро-Лингвистического Программирования неточно. На самом деле эта триада впервые появляется в исследовании 1885 года (статья Т.А.Рибо 1892 года в сборнике «Психология внимания», М,2005). Неудивительно, что согласно Альфреду Бине (1857–1911), деление людей по видам памяти (слуховая, зрительная, двигательная) было известно еще его учителю Ж.-М. Шарко (1825 - 1893). Сам Бине открыл «мышление схемами» и «мышление без образов» (ему был известен и термин «разогрев», «warming up»).
«Визуалы – аудиалы - кинестетики» НЛП образуют первую триаду кодировок. Всего триад пять и они часто друг друга маскируют:
Таблица 1. Кодировки - пять триад
Можно считать, что перед нами пять схем, сцепленных между собой. Это (наш новый термин) - «гиперсхема». Не путать с «суперсхемой», определенной выше!
Если для суперсхемы достаточно «рассуждений о похожести», то для гиперсхемы нужно продемонстрировать специальный сквозной механизм (алгоритм), связывающий («сшивающий») схемы в одну конструкцию.
Сквозной механизм
Конечным результатом мышления является именно действие. Действие есть осуществление сценария. Сценарий можно придумать самому (текст-картинка-схема) на основе данных восприятия (ухо-глаз-рука), а можно позаимствовать из «общественного сознания» (книга-кино-компьютер). Когда сценарий идет, то в нем неизбежна проверка условий. Чтобы проверить условие надо вычленить объект для проверки (образ) и вычислить на этом объекте некую функцию (смысл). Одни и те же образы и смыслы можно применять в разных сценариях, то есть они относительно независимы. Общение есть совместное конструирование сценариев-образов-смыслов. Размышление есть самостоятельное их конструирование, видимое со стороны.
Рисунок 1. Гиперсхема из пяти триад
Индивидуальные предпочтения и пропорции для данного человека существуют в каждой триаде. Представьте себе человека, попавшего в новые для него обстоятельства и вынужденного в этих обстоятельствах как-то действовать.
У взрослого человека внутри существует «банк сценариев» (как у компьютера существуют библиотеки программ, готовых к работе). Действовать в ответ на обстоятельства – значит выбрать один из этих сценариев (одну из этих программ) и запустить. Во время работы сценарии (программы) имеют точки ветвления, в которых запрашивается дополнительная информация, она обрабатывается, и полученный результат предопределяет по какой именно ветке пойдет дальнейшее выполнение. Поиск дополнительной информации проходит через «узнавание» и предопределен «библиотекой образов». Обработка дополнительной информацией есть «классификация» и предопределена «библиотекой смыслов». Богатство и гармоничность взаимодействия этих трех библиотек (образы, смыслы, сценарии) предопределяет точность и результативность ответа на вызов среды. Бедность и разобщенность этих библиотек обрекает человека на неоптимальность. Но как обогатить и гармонизировать эти библиотеки?
Ответ известен: искусство. Надо прожить чужие жизни – читая и сочиняя книги, сочиняя, ставя и наблюдая спектакли, сочиняя, исполняя и слушая музыку и т.д. Чем больше прожито – тем богаче библиотеки, чем классичнее искусство – тем гармоничнее взаимодействие.
Данные физиологии мозга
http://www.nexus.edu.au/TeachStud/gat/hendric1.htm Савант-синдром (savant syndrome) у аутистов: повышенная яркость и четкость образов на фоне пониженного осмысления реальности. Объяснение: как только на образе вычислено его значение (у нормальных людей), образ тускнеет. У савантов значение НЕ вычисляется, поэтому образ НЕ тускнеет.
По книге ([1]) нейрофизиологи различают классификационный способ опознания объектов (по важнейшим признакам) и полный способ опознания (по всем признакам). Классификационный способ соответствует нашей «схеме», полный – нашей «картинке». Классификационный способ локализован в левом полушарии, полный – в правом.
Память делится на процедурную (= сценарии) и декларативную (образы и смыслы)
http://galactic.org.ua/Xomo/m994.htm Глава 7.3 в книге «Мозг, Разум и Поведение», Ф. Блум, А. Лейзерсон, Л. Хофстедтер, Издательство "Мир" 1988 год. (перевод с английского канд. биол. наук Е.З. Годиной)
Рубинштейн: модель личности
Приведем нашу «Модель человека» и сравним ее с «компонентами личности» по Л.С.Рубинштейну. Наши компоненты упорядочены от менее изменяемых к более изменяемым. Учтите, что это 1-1 соответствие приблизительное. Более детальный анализ показывает, что это соответствие «N-N».
«Сильно» у разных людей разное. У одних смыслы меняются каждый день, у других раз в пятьдесят лет. Но относительная изменяемость строчек (сильнее - слабее) верна для всех.
Сознание и подсознание
Решение этой проблемы в ТУАИ чрезвычайно просто. Некий средний диапазон шкалы уровней легализован обществом. Простейший случай: легализовано только ролевое поведение (уровень 4). Этот уровень называется «сознанием». Все что выше – объявляется неприличным и называется «подсознанием». Все что выше считается «странным» и объявляется «сверхсознанием»
Другие типологии
i) Множественный интеллект
Ховард Гарднер ([2]) утверждает, что «интеллект как способность решать задачи» - это не одно способность, а семь независимых способностей – поскольку задачи распадаются по меньшей мере на семь независимых областей. Их русские названия: Лингвистика, Математика-логика, Музыка, Пространство, Тело, Общение, Самосознание ([3])
Соответствие семи интеллектов Гарднера нашим кодировкам показано в следующей таблице
Таблица 2. Интеллекты и кодировки
Позже Гарднер ввел «Интеллект натуралиста», «Интеллект существования» и «Интеллект моральный». По моему мнению, это уже не кодировки, а уровни – 6, 7 и 8 соответственно.
ii) Соционика
Определение соционических терминов (по В.Саенко. Уровни – мои, - Я.Ф.)
Таблица 3. Соционика
Внимание! Соционики понимают экстравертность по Юнгу, а не Айзенку.
Таблица показывает, что человек с профилем из трех уровней не всегда определим в соционических терминах. Например, 246 – рационал, а 457 – кто? 356 – интуит. А 234 – кто? 456 – экстраверт (по Юнгу). А 468 – кто?. Это теоретическое положение (соционическая не всегда определимость) подтверждается фактами. Мне лично известна супружеская пара, в которой он соционически определим, а она - нет.
iii) Майерс-Бриггс
([4]) Эта типология – американский прообраз и первоисточник (вольный перевод), с которого была списана (переведена) соционика, те же типы, но без абстрактной модели. Однако оригинальные термины кажутся мне лучше переводных и я приведу их здесь
q Сенсор – Интуит
q Экстраверт – Интроверт
q Мыслящий – Чувствующий (= Логик – Этик)
q Судящий – Понимающий ([5]) (= Рационал - Иррационал)
По английскому комментарию видно, что соционическая пара «сенсор - интуит» далеко ушла от первоисточника. Сенсор – Интуит первоисточника это уровни 12345 (детали) против уровней 678 (абстракции). Соционическая пара «Рационал - Иррационал» тоже сдвинулась относительно» своего прообраза «Судящий - Понимающий». Судящий это 6, 4 и 3. Понимающий - 5, 7 и 8.
iv) Колб
(David A. Kolb) Выделяет 4 типа студентов
Он считает, что здесь работают два фактора в разных сочетаниях. Какую информацию студент предпочитает на входе, конкретную или абстрактную? Как он работает с информацией, пассивно или активно? Я затрудняюсь дать английским терминам адекватный перевод и привожу их по-английски. Далее я привожу характерный вопрос каждого типа.
q Тип 1 (diverger) - ПОЧЕМУ – конкретный, пассивный
q Тип 2 (assimilator) ЧТО – абстрактный, пассивный
q Тип 3 (converger) КАК – абстрактный, активный
q Тип 4 (accommodator) А ЧТО ЕСЛИ – конкретный, активный
Вопросы дают соответствие этих типов уровням (ЧТО = 1, КАК = 4, ПОЧЕМУ = 6, А ЧТО ЕСЛИ = 7).
v) Стили учения
(Learning/Teaching styles) Эта модель восходит к публикации 1988 года (Felder - Silverman). В первоначальной публикации было пять факторов, в современной редакции осталось четыре. Анализ упрощается тем, что два фактора повторяют типологию Майерс-Бриггс, это «Сенсор - Интуит» и «Экстраверт - Интроверт». Оставшиеся два фактора это «Визуал - Словесник» (наша кодировка «Картинка – Текст») и «Последовательный - Глобальный», соответствует нашим уровням 1234 против – 5678.
Из четырех факторов всевозможными сочетаниями получается 16 вариантов.
Другие приложения кодировок
vi) Псевдоконфликт
Если от двух человек с разными разогревами и/или кодировками потребовать длительной синхронной работы, то возникнет конфликтная ситуация. Однако достаточно заменить синхронность координацией – кооперацией, как конфликтная ситуация исчезнет. В ТУАИ мы называем такую ситуацию «псевдоконфликтом», оставляя термин «конфликт» для противостояния уровней, которое можно рассчитать по «законам доминирования» (смотри выше).
vii) Псевдовещь и псевдомодель
Если у вас есть только одна фотография вещи или только одна ее проекция на плоскость, то не доказывает существование вещи. Реальная вещь трехмерна и у нее должны быть непустые проекции на несколько перпендикулярных плоскостей. Если же у вас есть проекции только на одну плоскость или пачку плоскостей параллельных, то есть основания полагать, что это не вещь, а «псевдовещь» – иллюзия, коллаж.
Точно также, когда теоретик описывает модель только в одной кодировке (текст), мы в праве потребовать от него описаний в иных кодировках (схема, картинка), а если это получить невозможно, у нас есть основания полагать, что перед нами не модель, а «псевдомодель» - иллюзия, коллаж.
Напомню, что вещь существует в мире вещей, а модель в мире идей.
viii) Жизнь, образование и новая школа
Обратите внимание на то, что в жизненных ситуациях требуется построить (и выполнить) правильный сценарий (в который образы и смыслы входят как элементы). Это третья триада. Наоборот, в учебных задачах требуется продемонстрировать свою первую и вторую триаду – о третьей триаде как правило речи нет. Это значит, что школа не учит жизни – жизни учит сама жизнь.
Учитель становится учителем, врач – врачом, инженер инженером, когда поработают в профессиональном сообществе, но не раньше.
Так зачем же обществу образование?
Начальная и средняя школа сегодня заняты тем, что подавляют высшие уровни у учащихся. В этом их цель сегодня фактически.
Высшее образование – это фильтр по кодировке и разогреву
Например, учителя остаются только сангвиники, текстовики, хорошо слышащие и с целевыми уровнями 3 и 4. Знания, умения и навыки они приобретут потом, когда придут на работу и поработают пару лет, поглядят на своих коллег.
Это «равнение на старших» и есть ответ на вопрос «почему так инертны профессиональные сообщества» и «почему так трудно реформировать образование». Системы Монтессори, Френе, Штайнера – это создание новых школ, с новыми образцами, куда приходят молодые - учиться на новых образцах.
_____________
http://jfeldman.narod.ru/book2007/15.htm